25 ЗАПОВЕДЕЙ ГИТАРИСТА.
Материал взят с сайта wwwguitarworld.com
Творческий перевод и дополнения: V.Tchernoff
Многие полагают, что если они талантливы, это гарантирует им успех в шоу-бизнесе. Чушь собачья. Это в совершенном мире лучшие музыканты всегда вознаграждаются за свои способности, а реальный шоу-бизнес далек от совершенства. И даже если ты так же крут, как, скажем, Van Halen, и можешь одной рукой изменить ход гитарной истории, горькая правда в том, что все эти убийственные риффы и скоростные пассажи могут впечатлить разве что других гитаристов, но не тех, кто тебе платит или покупает твои записи.
Талант - это, конечно, важно для артиста, но будь ты трижды заслуженным мастером пальцевой техники или тэппинга двумя руками, чтобы выжить в этом бизнесе и выделиться из тысячи других гитаристов, которые наступают тебе на пятки, ты должен похвастаться наличием каких-то других существенных качеств. Их диапазон, от простых человеческих черт до практического, здравого подхода к делу, поможет тебе выделиться из толпы, а поверь мне: нет ничего более страшного, чем толпа диких голодных гитаристов. Для наставления на путь истинный я разжевал для тебя эти качества - многое из того, что "можно" и "нельзя" в гитарном сообществе - в виде 25 практичных, прозрачных заповедей. Выучи и запомни их, владей ими и впитай их. Ты станешь лучше как человек, как гитарист, и, быть может, осилишь путь от гаража до арены стадиона. Распечатай и повесь на стенку.
1. НИКТО НЕ ЛЮБИТ ЗАСРАНЦЕВ
Реальность такова: большинству музыкантов глубоко насрать, что ты - второе пришествие Джимми, Эдди или Бака Дхармы. Им всего-то нужен кто-то с хорошими манерами, который правильно бы играл свои партии. А поскольку наибольшая часть времени проводится за сценой, личные отношения с другими музыкантами становятся такими же важными, как и умение играть. Помни: незаменимых нет.
2. ВЕЛИКОЕ ЧУТЬЕ - НАИВАЖНЕЙШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
Никто не захочет с тобой играть, если ты играешь криво. Все, что тебе нужно - иметь "великое чутье". Под "великим чутьем" я подразумеваю способность слиться в единое целое с ритм-секцией так, чтобы все вместе качало. Я могу предложить тебе только одно, над чем надо работать постоянно: развивай кач в своей игре. Учись у великих, как играть качово: от рока (Led Zeppelin - "Whole Lotta Love"), фанка (James Brown - "Sex Machine"), до блюзового шаффла (SRV - "Pride and Joy"). Записывай свою игру под метроном, чтобы потом проанализировать отдельные ошибки и поработать над ними. Хорошо также заниматься под минусовки и различные джемы, играя с профессиональными музыкантами различных направлений. Короче, эта та единственная область, где ты должен быть наиболее беспощаден к своему самомнению. Вознаграждение - ты станешь гораздо лучше играть.
3. ИЩИ СОБСТВЕННЫЙ ЗВУК
Нет лучшего способа научиться играть, чем "снимать" своих любимых гитаристов. Проблема возникает потом, когда ты начинаешь звучать очень сильно смахивая на своего кумира. Дорога в ад рок-музыки 80-х завалена трупами бесчисленных последователей Эдди и Ингви - технически подкованных, но творчески недоразвитых гитаристов. Они не смогли во время этой гонки подумать, что, возможно, лучше было бы (как с точки зрения искусства, так и в плане денег) попытаться протоптать свой путь в музыке. Пойми, что на свете только один Эдди, и как бы ты не пытался звучать как Эдди, ты никогда им не будешь. Но ты можешь звучать как ТЫ. Это можно сделать, только позволив себе свободу экспериментировать. Настрой по другому гитару (как это сработало у Soundgarden), или создай какой-нибудь причудливый звук (а-ля Том Марелло). Запомни: правила, особенно в музыке, существуют, чтобы их нарушать.
4. НЕ ОПАЗДЫВАЙ
Ты не поверишь, сколько музыкантов не считаются с пунктуальностью. Хотя я лично знаю одного лидера группы, который набрал себе, пусть и средне звучащих, зато достаточно обязательных и пунктуальных исполнителей. Во время важного выступления, когда время - деньги, может быть тебя и простят за опоздание, но только в первый и последний раз.
5. СЛУШАЙ, СЛУШАЙ И СЛУШАЙ!
Когда ты на сцене или в студии - не зацикливайся на собственном внутреннем мире, слушай других и взаимодействуй с ними. Реагируй на то, что они делают. Не играй слишком громко и не влезай поперек чужого соло. Поставь свое "я" ниже всех остальных - тебе дадут знать, когда почувствуют, что с тобой у них получается лучше.
6. ОПРЕДЕЛИСЬ С ЦЕЛЯМИ
Большинство преуспевающих в шоу-бизнесе людей полностью сконцентрированы на своих целях, ради достижения которых они готовы на все. Понимание того, что не обязательно быть музыкантом, чтобы быть рок-звездой, как и не обязательно быть рок-звездой, чтобы быть музыкантом, поможет защитить себя от цинизма и горечи неудач.
7. ИГРАЙ В ТЕМУ
Чрезвычайно важно играть в тему. Не надо вставлять фишки Мальмстина в "Glicerine" группы Bush или заумное джазовое соло в "Outshine" Soundgarden'а. Как бы вам того не хотелось. Я долго доходил до этого.Однажды, аккомпанируя одной панк-рок певице, я захотел показать, какой я крутой, и закончил трэшевую песню в Ля аккордом Am(add9), вместо более стандартного (и подходящего в тему) A5. Мне тут же показали на дверь.
8. ИГРАЙ С БОЛЕЕ КРУТЫМИ МУЗЫКАНТАМИ, ЧЕМ ТЫ
Нет более быстрого способа усовершенствоваться и подняться на следующий уровень, чем играть с крутыми музыкантами. Ты не только научишься каким-то фишкам, но также и позаимствуешь многое из их многолетнего опыта жизни на передовой. Но если ты хочешь стать "звездой", то нет ничего лучше, чем подмазаться к какой-нибудь знаменитости, чтобы все видели, как ты таскаешься с ней по самым модным кабакам города.
9. МЕНЬШЕ - ЛУЧШЕ
Большинство исполнителей, о которых ты слышал или читал, парились над тем, что потом стало великой гитарной истиной. Все эти ученые мужи и мудрецы бубнили одно и то же: "Ноты, которые молчат, не менее важны, чем те, что звучат". Так же, как не обязательно иногда говорить все то, что можно было бы сказать. Я хорошо это усвоил, играя в составе, аккомпанирующем одной певице на теплоходе во время круиза. В то время я еще не так хорошо мог читать с листа и обыгрывать аккордовые последовательности. Во время первого выступления, трясясь от страха, я играл по минимуму - только то, в чем был абсолютно уверен. После концерта певица сказала мне, что еще никогда не работала с таким тонко чувствующим музыкантом.
10. ИМИДЖ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Это еще одна горькая правда о шоу-бизнесе. Есть, правда, одно утешение: не во всех ситуациях нужно придерживаться определенного имиджа. Руководствуйся здравым смыслом: если ты идешь на прослушивание в группу "Песняры", не нужно одеваться как Мэрилин Мэнсон. Даже если тебе уже 30, ты лысеешь, у тебя 40 фунтов лишнего веса, и ты любишь слаксы, если ты хороший гитарист, ты всегда сможешь устроиться на тот самый теплоход. Конечно, можно пойти в спортзал, побрить голову и обновить гардероб (став похожим на Сатриани ), таким образом, открывая для себя новые возможности. А вы никогда не задумывались, почему Miles Davis является таким модником?
11. КАЧЕСТВЕННОЕ ВИБРАТО - ЭТО СУЩЕСТВЕННО
Некоторые гитаристы говорят, что им понадобилось 10-15 лет, чтобы развить хорошее вибрато. Они счастливчики - многим это так никогда и не удается. Твоя манера звукоизвлечения - это (как почерк) то, что отличает ТВОЕ соло от бесчисленного количества других. Посмотри на B.B. King или Jimmi Hendrix - их игра всегда узнаваема. Есть масса всяких приемов, штучек и фишек, используемых известными гитаристами Выбери что-нибудь подходящее для себя, посмотри, как они это делают, и попробуй сам.
12. ПОДБЕРИ СВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Я даже не могу выразить, насколько это важно. Ты должен знать свой аппарат достаточно и быть уверенным в нем, чтобы он работал на тебя, а не против. Ну, например, если ты хочешь звук, как у SRV, тебе не нужен Les Paul, пропущенный через Marshall. Тебе понадобится Strat и комбик Fender Bassman (ну, еще, пожалуй, Ibanez Tube Screamer для чумовой атаки). Откровенно говоря, даже если ты студийник, отличный инструмент и усилок (с overdrive или chorus) будут звучать в 10 раз лучше, чем тонна рэкового дерьма. Когда ты приходишь в студию, ты должен знать, как добиться любого звучания, которого от тебя захотят. Если сможешь обрадовать продюсера, добившись "оранжевого" звука - у тебя будет работа.
13. ПРАКТИКУЙ ТО, ЧТО НЕ УМЕЕШЬ, А НЕ ТО, ЧТО УМЕЕШЬ
Старая спортивная поговорка гласит: "Ты - то, насколько ты тренируешься". То же самое и в музыке. Поэтому не удивительно, что большинство гитаристов такие болваны. Мы с тобой прекрасно знаем: чтобы что-то собой представлять, нужно заниматься. Пусть это не покажется кощунством, но хорошее занятие не означает самозабвенного сидения в подвале (в то время, как другие дети играют во дворе) и бездумного потения над гаммами и арпеджио. Всей необходимой техники ты можешь добиться, снимая своих любимых гитаристов. К примеру, вступление в "Cliffs of Dover" Eric Johnson - это разнообразное обыгрывание минорной пентатоники.
Вот три аксиомы хорошего занятия:
1) разбирай короткие фрагменты (не более 4-8 нот за раз), а потом соединяй их в более длинные фразы;
2) новые вещи начинай играть в медленном темпе (это развивает мышечную память), постепенно увеличивая скорость. Лучше играть медленно, но чисто, чем быстро и коряво;
3) всегда занимайся под метроном.
14. БУДЬ ДЕЛОВЫМ
Денежные вопросы важны так же, как и музыкальные, если не больше. Если хочешь делать деньги как музыкант - расценивай себя как предпринимателя, а музыку - как товар. Несмотря на создавшийся стереотип музыканта (глупец, алкаш, лошок), и как бы трудно это не было, покажи хозяевам клубов и записывающих компаний, что ты не дешевка. Есть три закона шоу-бизнеса:
1) из тебя выжмут все, что можно;
2) никому не верь;
3) перед тем, как что-то подписывать, посоветуйся с юристом.
15. ВЛАДЕЙ ПЕНТАТОНИКОЙ
В роке, попсе, блюзе и кантри 80% всего составляет пентатоника. Если ты еще не разучил позиции пентатоники, сделай это сейчас. А кроме того, нужно знать, как использовать в ней бенды, слайды, хаммер-оны и пулл-оффы, и как применять ее в реальной игре.
16. ВЫУЧИ СТОЛЬКО МЕЛОДИЙ, СКОЛЬКО СМОЖЕШЬ
Зазубривание мелодий различных (абсолютно любых) вещей не только расширяет твой репертуар, но и (в том числе и на подсознательном уровне) дает невероятный толчок для развития собственной фразировки. В идеале ты должен уметь воспроизвести любую мелодию, которую слышишь. Вот как можно над этим работать:
1. Слушай, как певцы интерпретируют мелодию, и пробуй на гитаре изображать их манеру.
2. Пробуй воспроизводить любые мелодии, которые слышишь: будь то реклама или саундтрек к фильму.
3. Всегда разучивай мелодию более чем в одном месте на грифе. Хочешь играть мелодию - не давай ей играть собой.
17. ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО
Когда тебя просят сыграть что-то определенным образом - улыбайся и выполняй. Не перечь. Не надувайся. Не думай, что ты знаешь, как лучше. Не будь жопой. У тебя будет достаточно времени почувствовать свою значительность, когда твой диск станет трижды платиновым.
18. БРАТЬ УРОКИ И СЛУШАТЬ ДРУГУЮ МУЗЫКУ НЕ ПОМЕШАЕТ
Да-да, хоть это и противоречит распространенному мнению. Никогда не вредно расширять свои возможности. Даже если ты уже крутой или думаешь, что научился всему, чему возможно. Раскрой уши, обрати внимание на другие стили и техники, которые сделают тебя более разноплановым музыкантом. Точка. Хороший преподаватель также может поспособствовать этому (вдруг ты обнаруживаешь к собственному удивлению, что хочешь больше знать). Великий преподаватель может вдохновить и воспитать из тебя творческого, выдающегося исполнителя.
19. ВЫУЧИ ОТ ПЕРВОЙ ДО ПОСЛЕДНЕЙ НОТЫ СТОЛЬКО ВЕЩЕЙ, СКОЛЬКО СМОЖЕШЬ
Вот что это означает: это означает уметь играть больше, чем "Stairway to Heaven", "House of Rising Sun" и "Hotel California" на блатных аккордах. И не важно, в каком стиле ты играешь: чем больше вещей ты знаешь, тем больше у тебя шансов надрать всем задницы на джеме. И нет оправданий тому, кто этого не делает - есть записи, есть всевозможные транскрипции, да еще и интернет. Прошли те времена, когда стояли километровые очереди за нотами в совковый магазин, и сегодня можно изучать произведения, не выходя из дома.
20. КАК ТОЛЬКО ВЫУЧИЛ ЧТО-НИБУДЬ ПРИКОЛЬНОЕ, ПРИМЕНИ ЭТО В РЕАЛЬНОЙ ИГРЕ
Многие гитаристы знают тонны фраз, которые классно звучат, исполняемые во время занятий. Но во время пребывания на сцене, у них возникает масса сложностей с применением их в игре. Это достаточно распространенная болезнь, от которой надо избавляться, а лучше и вообще ей не заболевать. Прежде чем разучивать что-то новое, подумай, куда это можно вставить. Например, можно сыграть фразы из вышеупомянутой "Cliffs of Dover" в блюзе типа "Red House". Если потратить немного времени на внедрение нового материала в практику, он, в конечном счете, станет частью твоего лексикона.
21. ПОВЫШАЙ АВТОРИТЕТ
Если ты крутой в своем гараже, почему бы тебе не стать таким же крутым на сцене или в студии? Нужно дойти то точки, когда ты будешь чувствовать себя так же уверенно и комфортно перед многотысячной толпой, как и перед своей сестренкой или кроликом. И здесь ключевым моментом является время. Игра дома - это только отсрочка. Необходимо выбираться наружу как можно скорее. Посещай джемы. Участвуй в выступлениях, пусть даже далеких от идеальных - это тоже опыт. Участвуй в любых выступлениях, в этом отношении - это опыт, который зачтется!
22. ТУСУЙСЯ С ДРУГИМИ МУЗЫКАНТАМИ
Чтобы появились связи, необходимо, чтобы тебя видели и слышали. Как кто-то может тебя порекомендовать, если он тебя не знает? Как бы лицемерно это не звучало, старайся подружиться с другими гитаристами. Хотя существует сильнейшая конкуренция между исполнителями (Помните шутку: "Сколько гитаристов надо, чтобы закрутить лампочку?" Ответ: "Десять. Один, чтобы закрутить, а девять других, чтобы сказать: "Неплохо, но я бы сделал это лучше"), по иронии судьбы, большинство предложений поступает по рекомендациям других гитаристов.
23. ЗНАЙ ОСНОВЫ
Когда джазового гиганта Луи Армстронга спросили, умеет ли тот читать по нотам, он ответил: "Не так хорошо, чтобы это мешало мне играть". Хотя многие музыканты восхваляют эту идею, на практике не мешает знать некоторые азы. Знание наиболее распространенных аккордовых последовательностей поможет быстрее разбирать вещи на слух. Знание основ теории поможет тебе в сочинении песен и развитии интуитивного чутья ритмических партий. Например, зная, что гармоническая структура многих блюзов - I-IV-V (C-F-G), а ранние рок-баллады обычно строились на прогрессии I-VI-IV-V (C-Am-F-G), можно спокойно сыграть любую вещь в этом стиле или сочинить свою собственную.
24. БУДЬ ОСТОРОЖЕН
Как только ты или твоя группа станете более-менее известными, всякого рода жлобы начнут подваливать к вам с разными предложениями. Вы столкнетесь с поклонницами, желающими поставить еще одну зарубку на спинке своей кровати (мужики, всегда носите с собой маленький резиновый кофр), с поклонниками, которые хотели бы неплохо оттянуться за ваш счет или подсунуть вам под нос всякое дерьмо. Веселись, но не слишком увлекайся - многие кумиры быстро забываются. Ничего не употребляй во внутрь (будь то наркотики или разные части тела), пока не убедишься, что это такое. Всегда присматривай за своими вещами (особенно за оборудованием). И постарайся сберечь хоть немного наличных.
25. НЕ СРИ ТАМ, ГДЕ ЕШЬ
Не трахай крошку-вокалистку. Не трахай подружку барабанщика. Не трахай собаку барабанщика. Не трахай самого барабанщика. Не подставляй своих товарищей по группе. Не зажимай чаевые.
Не будь засранцем!